Реставрация книги «The Seven Storey Mountain», часть 2
Для полной картины можно сначала прочитать ещё и первую часть
Последний раз мы остановились на залатывании страниц. После того как все необходимые листы подклеены и высушены, нужно отрезать излишки. Самое легкое, отрезать хвостики сверху и снизу.
Немного посложнее, отрезать со стороны переплёта. Для этого прикладываем цельную страницу «эталон» и по ней обрезаем край по линейке.
Иногда получается совсем тоненькая полоска.
Теперь собираем все страницы по порядку. И начинается самое сложное – сбить весь блок так, как он был, чтобы ни одна страница не выпирала. У меня так и не получилось сделать это полностью правильно – страницы на столько тонкие, что цепляются друг за друга и никак не хотят вставать ровно. А еще у меня нет подходящих зажимов, так что пришлось обходится прессом, что совсем неудобно.
Я удовлетворилась более-менее ровным блоком, после чего зажала его, и на корешке выпилила перпендикулярные полоски.
Потом проклеила корешок и положила все это под пресс, предварительно защитив блок пекарской бумагой, чтобы страницы не замазались клеем.
Относительно размеров блока нарезаю нити, которые будут вставляться в пропиленные бороздки корешка, кусок марли, для дополнительной прочности, два куска материала, которые будут склеивать блок с обложкой и два форзаца (из оставшихся обой, которые подошли идеально по стилю, плотности, и фактуре бумаги).
Вставляю в бороздки корешка нити, обильно промазываю все клеем, сверху кладу марлю, и все это опять под пресс.
После высыхания распушаю кончики нитей – чем пушистее они будут, тем прочнее будет приклеен блок к обложке.
В это время под прессом сохнет корешок, приклеенный к обложке.
Когда все сухое и пушистое, прикладываю блок к обложке и обильно приклеиваю нити и марлю к краям (корешок идет к картонке, а нити приклеиваются к обоям). В этом процессе важно держать все части в виде готовой книги: обложка не должна быть полностью раскрыта на 180 градусов, так как готовая книга никогда так не делает.
Сразу же поверх нитей приклеила материал (это может быть и бумага), который прячет соединение блока с обложкой. И все это делается с обеих сторон одновременно. Закрываю книгу, под обложку кладу пекарскую бумагу, чтобы опять не запачкать страницы и еще тоненькие картонки, которые придают упор швам, чтобы они максимально прилегали к задней части корешка.
После полного высыхания под прессом обрезаю ножом обои, которые просто некрасиво вылезают из под материала.
И наклеиваю на все это дело форзац.
Все это опять под пресс, после чего получилась такая вот книга.
Работа, конечно, не на 5+, есть несколько моментов, которые я уже вижу как можно было бы сделать по другому. Но учитывая, что конструкция держится очень крепко (что, в принципе, самое важное в книге) и что это моя первая самостоятельная реставрация, я довольна.