Печать открыток на Адане 8x5 с помощью фотополимерных плат
В рождественские выходные удалось побывать в гостях у одной рижской мастерской высокой печати Papīrpele (что переводится как «Бумажная мышь»). Мы были в Риге уже несколько раз и теперь это наше любимое место, где можно не только печатать, но и перекусить, попить чаю, передохнуь на диванчиках и купить милые открытки.
Моя задача была узнать о фотополимерной печати из первых рук. На их сайте писалось, что у них можно сделать свой дизайн фотополимерной платы и отпечатать его на Адане! То есть на том же самом прессе, что и у меня. Двойная удача, так как можно не просто посмотреть фотополимерный процесс, но еще и узнать что-то о своем прессе. Очаровательный хозяин мастерской любезно согласился с нами встретиться и всё рассказать-показать.
Домашней работой было сделать дизайн открытки. Я решила попробовать два слоя, так как интересно было узнать, как профессионалы состыковывают их друг с другом. Негатив каждого слоя распечатается на пленке.
Из большого куска фотополимерной платы вырезается маленький, необходимого размера.
Всё это вместе собирается и кладётся в специальный шкаф, где при определённом свете и определённом времени негатив с распечатки проявляется на плате.
Те части, на которые свет попал через прозрачную пленку становятся твердыми, а куда свет не попал - остаются мягкими. Так что теперь всё мягкое надо смыть под проточной водой. Процесс трудоёмкий и с ярким химикатным запахом. Здесь важно не повредить выпуклую «твёрдую» часть, потому что на самом деле она еще не совсем твёрдая и может легко поцарапаться ногтём или жесткой щеткой, что будет сразу же заметно при печати.
После промывки плата высушивается и кладется опять в тот же шкаф для окончательного закрепления твердости. И всё то же самое проделываем со второй платой для второго слоя. Ну и рассматриваем, что же получилось с первой: если детали в дизайне слишком мелкие, то они могут не проявиться.
Слоя обрезаются по периметру, где при проявлении остается выпуклая рамка. И приклеиваются с обратной стороны на специальную двухстороннюю клейкую штуку. К слову, важно, чтобы все материалы были специальные, потому что при высокой печати огромное значение имеет высота всей итоговой конструкции. Поэтому высота фотополимерной платы, высота клейкой штуки, высота базы – всё это строго определенные высоты.
Приклеиваем первое клише к базе. Здесь есть несколько нюансов относительно того, как распределяется нагрузка в прессе. Допустим, у Аданы на нижнюю часть базы всегда идет большая нагрузка, чем на верхнюю. Это влияет на прокрашиваемость, особенно, при таких больших размерах клише.
С помощью математики и экспериментов приклеиваем 3 направляющие (две снизу одну сбоку). В эти направляющие будут вставляться листы бумаги и от того насколько ровно они приклеены зависит ровность итоговой картинки. Конечно, всегда можно исправить ровность позже путём обрезания периметра, но кому хочется тратить на это время, особенно, если партия из 100 и больше экземпляров.
Пресс настроен, пора смешивать краску. В типографиях цвет обычно выбирают по цветовой карте Pantone, где указаны все необходимые пропорции. Можно использовать весы, но в данном случае всё смешивалось на глаз (и получилось идеально).
Наносим совсем немного краски на диск пресса и раскатываем её минут 5.
И печатаем первый слой на все открытки. Непосредственно процесс печати самый быстрый и легкий из всех шагов до и после этого. Но и здесь может понадобиться регулировка пресса либо количества краски.
Первый слой отпечатан.
Второй слой должен быть слепой печатью, то есть глубокое вдавливание без краски. На Адане такого размера глубокое вдавливание возможно только на маленьких листах, например, визитках. Для большого клише, типа открытки, не хватает массы для достаточного продавливания. Так что второй слой мы делали уже на другом прессе Chandler & Price New Style.
Точно так же приклеиваем клише к базе и выставляем направляющие для листов бумаги. Краска уже не нужна, так что сразу печатаем.
Пример, как слепая печать выглядит на крутой высокой хлопковой бумаге.
А вот, что получилось у нас в итоге. Цвет немного темнее, чем на самом деле, потому что краска еще не высохла. Мы использовали краску на базе масла, которая сохнет несколько дней, поэтому не могли забрать открытки сразу, а получили их по почте. О том, как задумано использовать эти открытки, расскажу позже (хотя, по-моему, несложно догадаться).
Между делом мы рассматривали различные примеры работ. Вот, например, одна японская работа с 17 слоями.
А это небольшое приглашение на свадьбу.
Кафе с чаями и интересными напитками. Находится, кстати, не очень далеко от старого города, так что вполне можно дойти пешком.
В магазинчике продаются блокноты Тартуского Музея Печати.
Еще есть ручная бумага, которую они вроде как тоже на месте делают.
Ну и еще парочка фоток для атмосферы.