Приключения Аданы по имени Агата

Еще весной в доме поселилось удивительное существо – печатный пресс Адана по имени Агата. Почему Агата? Ну какое еще имя можно дать прессу с женским названием Адана, родом из Англии, популярностью в XX веке и практически полном забвении в XXI. Даже Википедия повествует:
Ага́та — женское английское личное имя, заимствованное в начале XX века из западноевропейских языков.
<...>
В англоязычных странах в прошлом имя входило в число популярных (особенно в XIX веке), но позднее вышло из моды.
А еще у Агаты есть подруга Кусака, которая питается мухами и комарами.
Несколько дат
Адана 8х5, самая популярная модель, созданная в 1953-м году
Печатные машины Адана производились в Англии с 1922 по 1999 (символично остались ровно в XX веке). Почти все модели предназначались для любителей, но в итоге они заполонили типографии, поэтому их осталось не так уж и мало в мире, даже спустя окончания производства. В 1953-м они создали свою самую популярную модель Адана Восемь-Пять, которая так называется, потому что рамка (то есть площадь листа, на котором можно печатать) 8 на 5 дюймов.
У каждого пресса есть серийный номер, по которому можно было бы узнать точную дату создания, если бы архивы не сгорели. Есть энтузиасты, которые занимаются воссозданием хронологии, по которой выходит, что моя Агата, скорее всего, родом из 1970-х.
Реставрация и покупка
Агата была куплена во Франции у человека, который занимается их реставрацией. Хоть машин осталось и много (учитывая, что спрос в 2018 году на них гораздо меньше, чем производство в XX веке), но некоторые детали требуют замены. Например, валики для краски – самое слабое звено во всех прессах, потому что их делали из желатина, который очень нравится крысам. Практически все валики из XX века съедены. Удивило, что многие мелкие детали, на которых не попадает много нагрузки, напечатаны на 3D принтере – отличное сочетание современности и классики. В общем, ко мне она попала полностью в рабочем состоянии, надо было только немного собрать её.
Сборка Агаты дома
Собирать, в общем-то, было особо нечего. В интернете есть оригинальные инструкции с картинками, что значительно упрощает дело. Для начала надо было приделать круглый диск для размазывания краски. Здесь пришлось немного поломать голову над тем, каким образом должна встать эта деталь, которая крутит диск при нажатии на рычаг. Но загадка разрешилась, когда выяснилось, что она была плохо прикручена и если её зафиксировать, то все само встает на свои места.
Следующим делом вставляем два валика. Здесь немного смутило, что надо использовать силу, но потом стало понятно, что применение силы с такими машинами – это нормально. На фотке боковые черные детали стоят неверно, потом станет понятным, что их нужно снять и повернуть так, чтобы более толстая часть была бы снаружи от рамки. Эти детали, кстати, напечатаны на 3D принтере.
Ну и вставляем по бокам такие штуки, которые не дают прилипать странице к липким от краски литерами (иначе всё может смазаться). Вот и всё, полная готовность.
Обзор комплекта
В комплекте для начинающих прилагалось: набор литер из неизвестного семейства (предположительно, курсив Таймс 12pt) и межбуквенные пробелы к нему.
Так называемая фурнитура: межстрочные пробелы разной длины и толщины, расширители и ключи, деревянные пробелы, которые позволяют закрепить набор в рамке так, чтобы ничего не двигалось с места.
Приспособление для набора, в которое можно складывать буковки в том порядке, в котором их хочется напечатать (не видела, чтобы пользовались такими в Музее печати).
И типографская краска на масляной основе, чёрного цвета.
Чего не хватало?
Не хватало жидкости для смывания краски – без неё нельзя начинать печать, так как весь пресс слипнется от засохшей краски. Но её можно купить в любом художественном или строительном магазине. А чего никак не удалось купить (даже в интернете) – это два четырехгранных ключа на 4мм и 6мм. Продавец положил в комплект четыре разных клина (ну, штуки, которые раздвигают), но ключ был только один. И оказалось, что никто не производит четырёхгранники такого размера. К счастью, их смогли выточить из алюминия по знакомству на заводе (так как нагрузка на них небольшая, то алюминий вполне подходит).
А еще выяснилось, что фурнитуры не так уж и достаточно. Для того, чтобы выложить одну строчку ровно по середине рамки, нужно немало заполнителей, чтобы зафиксировать всё это дело.
Пробовали разные варианты.
В итоге получилось как-то так, но это практически весь запас фурнитуры, что огорчило.
Сортировка и хранение
Сразу стало понятно, что надо думать, как это всё дело хранить. Так как набор – это чистая математика (как тетрис), то очень важно, чтобы все элементы были рассортированы и подписаны. Начала я с самого лёгкого – межбуквенных пробелов. Их было не очень много, все были одинаковой высоты в 12pt (как и шрифт), надо было только распределить их по толщине. В этом помог штангенциркуль, который, оказывается, умеет мерить даже десятые миллиметра. Самое сложное было постоянно конвертировать миллиметры в пункты с помощью Гуугла.
У таких пробелов есть вполне конкретные стандарты: 1pt, 2pt, 3pt, 4pt, 6pt, 10pt, 12pt, 24pt, 36pt, 48pt. Бывают еще промежуточные, но скорее в виде исключения. Поэтому для пробелов я купила сортировочную коробку в строительном магазине на 10 секций. Коробка с запасом, потому что в будущем я планирую докупать их.
С пробелами разобрались. Теперь сортируем литеры, которых уже гораздо больше: заглавные буквы, строчные буквы, знаки препинания, цифры.
И тут оказалось, что набор-то так себе. Нет ни одной заглавной Q, хотя строчные есть. Нет ни одной запятой, ни одного вопросительного или восклицательного знака, хотя есть 6 троеточий. Ну да ладно, шрифты в любом случае надо будет тоже докупать.
Долго думала, что же использовать для хранения. Они такие маленькие, что очень сложно вытаскиваются и очень легко падают. Каким-то образом на глаза попалась коробка из под айФона, которая показалась идеальной по размеру и толщине стенок. Сначала я их просто так туда уложила, но стало понятно, что я никогда в жизни не вытяну нужную мне букву да еще и в единственном экземпляре.
Поэтому я стала делать межстрочные перегородки из переплётного картона.
Это заняло не один вечер, потому что все, абсалютно все перегородки должны были быть одного размера. Приходилось подпиливать ножовкой.
В итоге получалось очень даже красиво и удобно – буквы стояли свободно, но и не падали друг на друга.
Все строчки поместились просто идеально (даже еще небольшой запас на всякий случай остался). Но понятно, что пальцами их все равно сложно вытаскивать, поэтому за копейки я заказала на Эбее пластиковые пинцеты. Пластиковые, потому что литеры сделаны из относительно мягкого сплава и металлическими их царапать не хочется. А то, что они разной формы – просто комплект оказался гораздо дешевле, чем один из них по отдельности. Но в итоге оказалось, что одними кончиками удобнее вытаскивать букву, а другими удобнее ставить её на место.
Итак, остались межстрочные пробелы. С ними еще сложнее, потому что в идеале их надо как-то раскладывать в виде матрицы, где по одной шкале длина, а по другой ширина. Но пока я их просто измерила и положила в коробку, которая удачно осталась от сборки кухни.
Первая печать и чистка
Первая печать – это самое страшное. Сначала, набираем текст. Я решила напечатать просто все заглавные буквы по порядку. Выше уже показано, как они в итоге были закреплены. 10 раз проверяю, что ничего не сыпется, потому что рамка в прессе стоит вертикально и постоянно двигается – если что-то посыпется, то будет очень громко и больно.
На сломанном пробеле проверяю как ложится краска и как она потом стирается.
Наношу на диск совсем чуть-чуть краски (здесь очень важно не переборщить).
И начинаю раскатывать её валиками. При каждом нажатии на рычаг, диск поворачивается.
Очень скоро краска равномерно раскатывается.
И можно пробовать вставлять бумагу, на которой должно что-то отпечататься. У меня под рукой были открытки из кинотеатра, которые очень хорошо подходили по толщине бумаги.
Но одного слоя бумаги недостаточно – он не прилегает к литерам, поэтому я постепенно подкладываю под него другие открытки. Уже проявляется что-то бледное.
Когда толщина найдена, можно уже класть чистовики.
Для первого раза неплохо.
И теперь начинается еще более страшный процесс – чистка пресса.
Сразу стало понятно, что тряпок я не напасусь – перешла на бумажные полотенца. Их ушло очень много, все было черное, очень сложно не запачкать стены и пол этими черными брызгами (но мне удалось, вхух). Руки отмыть с первого раза тоже не получается. В общем, чистка – это то, из-за чего я лишний раз подумаю перед тем, как начинать следующую печать.
Добыча недостающей фурнитуры в Музее печати
Тем временем, мы написали в Музей печати с вопросами о том, где можно достать недостающую фурнитуру. Они любезно ответили, что достать можно у них, если мы поделаем кое-какую работу, а именно, отсортируем запасы этой самой фурнитуры. Мы с радостью согласились и отправились на весьма медитативную работу, аж дважды.
В первый день мы сортировали межбуквенные пробелы, которые остались после разборки наборов. У них уже есть стол, на котором приведены образцы разных размеров, по которым можно сравнивать. А ещё можно использовать штангенциркуль и Гуугл конвертер.
Во второй день мы обнаружили огромную кучу коробок с пробелами, которые, на самом деле не очень-то и нужны. Потому что пробелы не израсходуются, и если их уже есть определенное количество, то лишнее просто никогда не используется.
Именно из этой кучи мы в итоге отобрали себе фурнитуры. Так что теперь дома есть очень приличный комплект для начинания.
Приключения типографского пункта
12pt = 1 цицеро
48pt = 1 квадрат
Но не тут-то было! Принесла я музейную фурнитуру домой, начала измерять её для сортировки и запуталась. Размеры, указанные в музее (например, 4 квадрата) не совпадали с моими (у меня получилось 4 квадрата и 12pt). Я мерила-мерила, конвертировала-конвертировала и потихоньку стала вспоминать давно прочитанную главу Ководства Артемия Лебедева Жизнь и необычайные приключения типографского пункта. И оказалось, что нет единого стандарта по поводу того, скольким миллиметрам равен один пункт! Есть пункт Хоукса, который используется в США и Великобритании, есть пункт Дидо популярный в Германии, Восточной Европе и России, а есть пункт Фурнье из Франции. И закрались у меня сомнения, что на самом деле шрифт у меня не 12pt, а 11pt (по Восточно-Европейской системе) и вообще всё непонятно и запутано... Продолжение следует.